Чтобы стать профессиональным спортсменом, совсем не обязательно сдавать ЕГЭ и поступать в профильный вуз. Чтобы ставить рекорды и побеждать в соревнованиях, подготовку нужно начинать с раннего детства.
Первые шаги почти всегда делаются в спортивной школе — в среднем на обучение здесь уходит 10 лет. Занятия в спортшколе требуют полной отдачи: рано или поздно приходится выбирать, что важнее — спорт или полноценное среднее образование. Не все дети выдерживают двойную нагрузку: одни бросают сами, другие, понимая, что чемпионами им не быть, пытаются ликвидировать пробелы в «запущенной» учебе. Формат обучения Спортивные школы имеют разные формы обучения. Чаще всего они предполагают внеклассное занятие спортом, то есть после уроков в обычной школе. В группе начальной подготовки занятия проводятся, как правило, 2-3 раза в неделю, в «продвинутых» (с первого взрослого разряда) — 5-6 раз. Тренировки занимают от 1,5 до 6 часов. Учеба в них считается наиболее сложной, так как ребенку приходится совмещать занятия в двух школах — спортивной и средней. «Если есть необходимость в участии в соревнованиях, просим администрацию освободить от занятий. И их отпускают», — говорит инструктор по спортивной акробатике Школы олимпийского резерва Нина Лузганова. Схожий формат — спортивные клубы и студии. Более эффективны спортивные классы на базе общеобразовательной школы и спортивные центры образования (ЦО), в которых дети и учатся, и тренируются одновременно — для этого не нужно выходить за пределы одного здания. Также есть спортивные школы-интернаты, в которых дети живут, посвящая спорту все свое время, но не забывают при этом и об учебе. Единое расписание и режим в спортклассах, ЦО и интернатах позволяет сбалансировать нагрузки. Это комплексный подход к спортивному образованию: спортивные дисциплины совмещены с образовательными, а отсутствие изматывающей дороги экономит и силы, и время ребенка. Первые победы Сама по себе спортивная школа не гарантирует высоких достижений. «Одни заканчивают школу с первым юношеским разрядом, другие — мастерами спорта», — объясняют в управлении физической культуры и спорта Воронежской области. Первых результатов стоит ждать не раньше, чем через 4 года. В юношескую сборную могут попасть дети, начиная с кандидатов в мастера спорта, по результатам чемпионатов, всероссийских соревнований. Самый высокий результат — победа в чемпионате мира — дает право становиться спортсменами-инструкторами. Еще не закончив спортшколу, юниор может помогать тренеру и обучать других начинающих спортсменов. Но даже если ученик спортшколы не претендует на место в сборной и вряд ли сдаст номартив на мастера спорта, он все равно может продолжить обучение, так сказать, «для себя». «Неперспективных детей, если у них нет желания бросать, мы, как правило, не отчисляем. Они ходят для общего физического развития, занимаются в группе начальной подготовки или учебно-тренировочной группе первого года. Тренеры работают, несмотря на то, что у ребенка нет результатов», — поясняет инструктор по акробатике Нина Лузганова. Причиной отчисления могут стать только систематические пропуски тренировок или уроков, которые вызваны либо нежеланием заниматься спортом, либо неуспеваемостью в средней школе. Двойная нагрузка Она дается детям нелегко. «Очень сложно совмещать спорт с учебой, потому что в обычных школах никого не волнует, что дети занимаются чем-то еще», — рассказывает заслуженный тренер России по спортивной акробатике Наталья Мельникова. «Нагрузка в общеобразовательных школах уже доходит до такого предела, когда у детей просто не остается свободного времени. Эти нескончаемые ЕГЭ, к которым почему-то нужно готовиться не во время учебы, а дополнительно», — возмущается она. Спорт требует полной отдачи. Дети растут, получают разряд за разрядом, становятся членами юношеской сборной. И соответственно количество тренировок возрастает — юниорам, например, приходится заниматься ежедневно. «Когда ребята достигли каких-то результатов, когда им по-настоящему надо тренироваться и работать на перспективу, они не могут это делать, потому что по горло заняты», — утверждает Наталья Мельникова. «Очень многое зависит от отношения школьных преподавателей, — делится своим опытом Алексей Королев, который 10 лет занимается спортивными бальными танцами и входит в число 25 лучших пар России в своей возрастной группе. — Одни могут понять, что это действительно очень важно для тебя, могут на что-то закрыть глаза, сделать поблажку, дать больше времени на подготовку, другие наседают и им все равно, что у тебя там, спорт или не спорт, и сколько времени ты на это тратишь». Неудивительно, что не все юные спортсмены выдерживают такой режим жизни. «С годами нагрузки становились больше как в школе, так и на тренировках, поэтому пришлось выбирать что-то одно. Я решила не запускать учебу, так как впереди еще были экзамены», — рассказывает Ирина Смирнова. Она 10 лет занималась синхронным плаванием и в 13 лет получила звание мастера спорта. «В этом возрасте мы уже ездили на сборы и тренировались 6 дней в неделю, из которых 3 раза с утра и до вечера проводили в бассейне», — вспоминает Ирина. Добившись достойных результатов на спортивном поприще, в девятом классе она решила оставить синхронное плавание. Сейчас Ирина учится в 11 классе и готовится поступать на военного переводчика. «Чем старше спортсмены, тем отчетливее становится ясно, что пора бросать, так как тренеры делают свой выбор в большинстве случаев за несколько лет до Олимпиады. Остальных не отговаривают заниматься, и годы оказываются потраченными зря, особенно когда на учебу уже большинство просто "забивает"». К вступительным испытаниям нужна серьезная подготовка, которая действительно отнимает много времени у старшеклассников. Редко кто выбирает конкретно спорт и бросает обычную школу, потому что всем нужно получить высшее образование», — убеждена тренер Наталья Мельникова. Будущее после спорта Спортивный вуз для молодых спортсменов — наиболее привлекательный вариант получения высшего образования. «Когда они получают мастера спорта, тогда есть заинтересованность продолжать дальше. При подсказке, напутствии тренера, если есть результаты, они выбирают спортивные учебные заведения», — отмечает инструктор по акробатике Нина Лузганова. «Я выбрал спортивный вуз и поступил туда на бюджетное место. Плюс этого вуза — преподаватели нормально относятся к тому, что мы уходим с пар из-за тренировок, не приходим из-за соревнований. В общем, понимают, что такое жизнь спортсмена», — рассказывает Алексей Королев. Он учится на первом курсе в ВГИФК и полагает, что тренерская деятельность может стать его профессией. Однако не все предпочитают спортивную карьеру даже после долгих лет упорных тренировок и побед. Иногда молодые спортсмены принимают кардинальные решения, отказываясь от любого намека на спорт при выборе учебного заведения. «Я хочу получить обычное человеческое образование, поэтому не стала поступать в спортивный вуз. Преподавать я смогу и без образования, а если оно мне неожиданно понадобится, закончу заочно. Первое образование — основное, оно должно быть серьезным», — уверена кандидат в мастера спорта по спортивным бальным танцам Анастасия Каданина. Тем не менее годы, потраченные на спорт, не проходят бесследно, даже если подросток не идет в спортивный вуз, выбирая другую специальность. «Танцы — это искусство для тех, кто начинает танцевать или смотрит со стороны. Изнутри — это спорт, жестокий спорт. Я испытала счастье и горести, взлеты и падения, верность и предательство, совершенно разные чувства! Я стала собраннее, повзрослела, мне кажется, гораздо быстрее, чем мои сверстники», — считает Анастасия Каданина. «Спорт закаляет человека и делает его более стрессоустойчивым и сильным по жизни, так как в спорте — своя особенная психология: она воспитывает в человеке волю и характер, а он-то остается с ним на всю жизнь», — подытоживает мастер спорта по синхронному плаванию Ирина Смирнова. Подготовила Ирина Бабич
Издательский дом “Социум”, 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11Б E-mail: rdw@rdw.vrn.ru