Потребность в услугах маркетолога постоянно растет. и это не удивительно. Ведь каждой компании нужна грамотно спланированная маркетинговая стратегия. Только так можно быть конкурентоспособным на рынке. в небольших компаниях, как правило, служба маркетинга представлена одним штатным специалистом. изучение деятельности собственной компании и конкурентов, анализ продаж и эффективности рекламной политики компании, систематизация данных, полученных в ходе работы компании с клиентами, разработка мероприятий по стимулированию сбыта и т.д. – вот основные обязанности такого специалиста.
От ассистента до директора… В крупных российских компаниях, где трудится более ста человек, создаются отделы, насчитывающие до 10 сотрудников. возглавляет отдел директор по маркетингу. Его задачи: планирование системы дистрибуции, ценообразование; составление перспективных и текущих планов реализации продукции, продвижение бренда компании на локальном уровне, бюджетирование, проведение мероприятий по оценке эффективности рекламных коммуникаций. Если компания занимается продвижением какой-то определенной марки, как правило, в отдел приглашается бренд-менеджер. Этот специалист обычно работает в тесном взаимодействии с отделами продаж и рекламы. в его обязанности входит определение стратегии продвижения бренда и способов достижения целей; организация плана мероприятий согласно маркетинговой стратегии и контроль её исполнения; анализ коммерческо-экономической информации по конъюнктуре рынка. Маркетолог-аналитик занимается глубоким анализом информации, разрабатывает план и рекомендации в соответствии с тенденциями развития рынка, обрабатывает собранные данные с помощью математических методов и программного обеспечения. Квалифицированный специалист в области маркетинга на рынке труда – желанная добыча для любого работодателя. Задачи маркетолога: изучение деятельности собственной компании и мониторинг работы конкурирующих предприятий, анализ данных, полученных в ходе исследований, работа с потребителями. он также планирует различные мероприятия по стимулированию сбыта, готовит рекламные акции. Менеджер по маркетингу (помощник маркетолога) занимается сбором и обработкой первичной информации, разработкой мероприятий по стимулированию сбыта, проводит исследования, прогнозирует возврат инвестиций. Подводя итоги, хочется отметить следующее. Помимо требований, присущих тому или иному специалисту в сфере маркетинга, существуют общие требования, выдвигаемые работодателями вне зависимости от занимаемой должности. вот некоторые из них: • высшее образование (экономика, маркетинг); • опыт работы по специальности в течение 2-3 лет; • грамотный русский язык; • умение концентрироваться на различных задачах. • наличие портфолио по своей специальности (пресс-релизы, статьи, обзоры, анкеты исследований, презентации…). требования по возрасту и полу, в большинстве случаях, зависят от предпочтений руководства компании. Хотя, на руководящие позиции зачастую охотнее рассматриваются мужчины… Будущее маркетинга оценивая перспективы трудоустройства в сфере маркетинга молодых специалистов, можно сказать, что на позиции специалистов начального уровня с относительно невысоким уровнем заработной платы могут претендовать и выпускники вузов без опыта работы, но имеющие отличную теоретическую подготовку, уверенно владеющие компьютером и обладающие высоким внутренним потенциалом для дальнейшего развития. серьезным преимуществом в данном случае является владение английским языком. студентов обычно принимают на должности стажеров отдела маркетинга или для участия в промоушн-акциях и выставках. в дальнейшем, у наиболее активных и перспективных есть шанс остаться и сделать карьеру в компании. Чтобы стать успешным специалистом в области маркетинга как основа больше всего подойдет качественное высшее экономическое и психологическое образование. За таким образованием не обязательно ехать в Москву, его можно получить и в воронеже. однако, с получением высшего образования обучение настоящего маркетолога только начинается. он станет настоящим VIP-специалистом, если будет регулярно посещать различные программыповышения квалификации, семинары и конференции на специализированные, интересующие его темы. и кроме того, обязательно заниматься самообразованием: читать, читать, и еще раз читать… специализированные книги, журналы, статьи интернет-сообществ маркетологов, материалы блогов известных российских и зарубежных маркетологов. Когда-нибудь что-то из прочитанного обязательно пригодится. Евгения АВДЕЕВА
Издательский дом “Социум”, 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11Б E-mail: rdw@rdw.vrn.ru